Согласно конфуцианству, человек может совершенствоваться или развращаться в зависимости от того, как он использует свою волю — во благо или во вред.

Конфуцианство рассматривало существование эксплуататоров и эксплуатируемых — людей умственного и физического труда — как всеобщий закон справедливости. При этом первые господствуют, а вторые подчиняются им и обеспечивают их своим трудом.

В период формирования конфуцианства в Древнем Китае существовало множество религиозных направлений, между которыми велась борьба. Эта борьба отражала острую социальную и политическую борьбу различных общественных сил того времени.

Система "Рицуре". Она включает уголовные и административные кодексы, а также систему наказаний. В Китае же правопорядок опирается на конфуцианские и легистские идеи.

Конфуцианство, основанное на идеях китайского философа Конфуция, акцентирует внимание на моральном управлении. Конфуций считал, что управление должно основываться на добродетелях, таких как справедливость, милосердие и честность. Он подчеркивал важность личного примера правителей и их обязанности заботиться о своих подданных.

Легизм, напротив, подчеркивает верховенство закона и сильную юридическую власть. Его основоположник, Шан Ян, утверждал, что только строгие законы и наказания могут обеспечить порядок и стабильность в обществе. Легизм сыграл ключевую роль в создании централизованного государства в Китае.

Однако некоторые источники утверждают, что система Рицуре связана с древними писаниями Нихоншеки[11], которые в свою очередь опираются на даосизм. В этих писаниях изложены основные принципы управления и правосудия в Японии.

Важно отметить, что синтоизм, государственная религия Японии, также оказал значительное влияние на социально-политический строй страны. Хотя синтоизм стал государственной религией только в 19-ом веке (Канагавский договор), синтоизм способствовали формированию японской идентичности и укреплению государственной власти.

Синтоизм, возникший в Японии в после 19-ого века, оказал значительное влияние на её культуру и историю. Синтоизм — это исконно японская религия, основанная на вере в ками, или духов, которые населяют всё сущее. Он стал основой для формирования национальной идентичности и мировоззрения японцев.

Вплоть до 19-ого века синтоизм не имел статуса государственной религии в Японии. Его влияние на правовую систему и социальную структуру страны было незначительным. Однако, если мы обратимся к истории и проанализируем основные религии Китая и Японии в древности, то увидим, что синтоистские традиции и обряды продолжают играть важную роль в повседневной жизни японцев и сегодня.

В отличие от Китая, где конфуцианство и легизм были строго формализованы в виде кодексов и законов, синтоизм в Японии оставался более гибким и адаптивным. Это позволило ему органично вписаться в японскую культуру и стать неотъемлемой частью правовой системы страны после "открытия" Японии (Канагавский договор). Эти факты могут показаться удивительными и даже противоречащими здравому смыслу, если учесть утверждения японцев о том, что без "Открытия страны" она могла бы погибнуть из-за своего технологического отставания. 

Таким образом, японская система правопорядка представляет собой уникальное сочетание различных культурных и философских традиций, где синтоизм играет важную, но не доминирующую роль.

Для поддержания порядка в обществе и государстве в Древнем Китае были созданы нормы, регулирующие различные сферы жизни, такие как этикет, музыка, наказания и военные учения.

Ключевая особенность Рицуре, возникшей во времена китайской династии Тан и распространившейся впоследствии на Японию, Корейский полуостров, Вьетнам и острова Рюкю, заключается в специфических взаимоотношениях между правовыми порядками.

Рицу[73] — это уголовный закон, который является основным и редко меняется. Рей[74] — закон о политическом руководстве, который время от времени пересматривается. Эта взаимосвязь отражает концепцию взаимосвязи между судилищем и наказанием в Рицуре.

Посредством исследования истории изменений во взаимоотношениях между Рицу и Рей в древнем Китае можно выделить четыре этапа эволюции правовой системы указов. Каждый этап имеет свои характерные особенности, которые касаются структуры правовой системы и управления.

Значения периода династии не носило регулирующих функций внутри системы, будь то династии "Хань" или "Тан". В центре внимания находились две правовые формы: Закон и Административный закон.

В период Нара в Японии была создана система Рицуре, которая основывалась на законах династии Тан, но учитывала также национальные особенности страны.

Япония адаптировала правовую систему династии Тан и, учитывая свои традиции и условия, сформулировала собственные законы и указы. Таким образом, она создала свою собственную правовую систему.

Китайская система успешно прижилась в Японии. Это привело к социальному разделению на "хороших" и "неприкасаемых". Термин "неприкасаемые" происходит от китайских династий Суй и Тан.

С точки зрения системы идентификации, граница между "хорошими" и "неприкасаемыми"(изгои) была чётко определена. Смешанные браки были запрещены.

В целом, "хорошие" люди составляли основную часть общества, а "неприкасаемые" — примерно одну десятую часть, и их количество постепенно уменьшалось.