Ко-Се-Ки[86] — это система семейных реестров, которая использовалась в древней Японии. Она была основой для учёта населения и распределения земли.
Семейный реестр служил бухгалтерской книгой для системы "Хан-Ден"[87], которая распределяла рисовые поля между крестьянами. Каждые шесть лет проводился передел полей, а после сбора урожая взимались налоги.
Процедура раздела рисовых полей проводилась каждые шесть лет на основе семейного реестра, который пересматривался ежегодно. Ко-Се-Ки представляла собой документ, подготовленный для учёта жителей конкретного домохозяйства и поселения.
Для более точного контроля влиятельным крестьянам, обладающим властью капитала и семейственности, разрешалось управлять местными общинами. Это напоминало колхозный принцип в России.
Семейная книга велась не более тридцати лет и менялась. С древних времён управление нуждалось в контроле за поселениями различных размеров, включая градообразующие крепости.
Конечный контроль оставался за императором. Удовлетворительный и эффективный контроль для заинтересованного лица — это убеждение в том, что всё исполняется, где сам император не обязан контролировать каждое лицо. Поэтому появились промежуточные звенья контролирующих органов.
Началась делёжка власти и контроля над поселениями, появились общества и группы лиц от высшей знати до простолюдинов, такие как Гозоку[88].
Исторический артефакт, найденный при раскопках, подтверждает эту информацию. В ходе раскопок был обнаружен и передан в музей уникальный артефакт — семейный реестр, известный как ко-се-ки. Этот образец датируется семьсот вторым годом, вторым годом периода правления Тайхо. Он является самым старым семейным реестром в Японии и представляет собой важную культурную ценность страны.
Раскопки проводились в двадцатом веке семьдесят седьмого году в городе Томика[89] на Хоккайдо при строительстве городского офиса. Ранее на этом месте находились "жилища-ямы" периода Я-ей, которые были плотно заселены во второй половине шестого и восьмого веках. В результате раскопок были обнаружены руины Хи-га-си-яма-Ура и руины Ха-нью[90].
Особенностью этой находки является то, что в деревне было обнаружено большое количество зданий, датируемых восьмым веком нашей эры, согласно углеродному анализу. Датировка раскопок — семьсот второго года — позволяет предположить, что именно в этот период был создан один из первых семейных реестров. В связи с этим предполагается, что именно "Руины Ханфури"[90-1] описаны в найденном очерке (реестре).
Оригинал семейного реестра находится в частной собственности в префектуре Миэ (Япония) и был объявлен важной культурной ценностью в семьдесят восьмом году. Большинство сохранившихся семейных реестров периода Нара представляют собой мелкие фрагменты, из которых сохранилась лишь часть. Первые четыре двора утеряны, всего перечислены фамилии одна тысяча сто девятнадцать человек из пятидесяти четырёх дворов. Приблизительно одна тысяча двести человек жили в "Руины Ханфури".
Если обратить внимание на имя главы домохозяйства в семейном реестре, то можно разделить их на три группы: лорды префектур, чьи имена являются названиями государственных должностей до Рецуре; фамилии найденные, это "Тайцзинь" — иммигрантского происхождения (Китай); и другие, простые люди.
Семейный реестр не только содержит имена и родственные связи людей эпохи Нара, но и демонстрирует, насколько активно государство влияло на жизнь простых людей того времени и как оно развивало свою финансовую систему. Этот ценный источник информации позволяет изучить национальную политику и, например, понять, как охватывались люди с целью улучшения фискальной базы.
В Национальном музее истории и народного искусства города Сакура префектуры Тиба можно увидеть копию фотографии. Ещё одна точная копия представлена в Народном музее города Томикава.
Система делений и наказаний: Рицуре.
Давайте поговорим о том, как была устроена система социального статуса в Японии и Китае. Важно понимать, что многие популярные сегодня изречения о прошлом, которые можно встретить в произведениях иностранных авторов или российских блогеров, не всегда соответствуют действительности. Например, фраза "Каждая девушка в древности носила в волосах шпильку, которая указывала на..." не отражает реальную картину. Я хочу развеять этот миф.
В те времена, за исключением аристократии, людям жилось нелегко. Система социального статуса, закреплённая в кодексе Рицуре, строго разделяла общество. Генетическая память о дискриминационных инструментах и структурах наказаний за проступки быстро исчезла из общественного сознания. То, что раньше считалось позорным и унизительным, теперь считается нормой.
Каково же влияние генетической памяти людей, которые на протяжении двенадцати поколений жили в условиях строгих разделений и наказаний? Говоря о справедливом подходе к наказаниям за доказанные обвинения и других аспектах жизни на Юго-Востоке Азии, важно помнить, что люди не выбирали свою социальную группу при рождении.
Летописи человечества сопровождались дискриминацией: межрасовой, межэтнической и межрегиональной. И Япония, как развитая страна того времени, не стала исключением. С конца восьмого века и до периода реставрации Мэйдзи в Японии люди относились к смерти животных как к чему-то грязному. Работников, которые избавлялись от трупов крупного рогатого скота и лошадей, называли "э-т-а".
В период Эдо люди, подвергавшиеся дискриминации, назывались "э-т-а". В разных регионах их именовали по-разному, но везде они относились к классу людей, сталкивавшихся с неприязнью общества.
В конце восьмого века в Японию из Китая пришёл буддизм. Согласно буддийской доктрине, убийство животных и употребление мяса ведёт к попаданию в ад. Поэтому люди, которые убивали животных, снимали с них шкуру, выделывали кожу и продавали мясо, вызывали презрение общества.
В период Сэнгоку(изоляции) с середины пятнадцатого по семнадцатый, первые года, торговцы кожей и другие люди попали в подчинение к даймё — японским территориальным владыкам того времени. Они стали специалистами по обработке кожи, работе в мясных лавках и других отраслях промышленности.
Со временем, в эпоху самураев, "э-т-а" стали помогать правительству осуществлять наказания, убирать трупы, мусор и выполнять другие грязные работы.
Читатель, немного знакомый с историей Юго-Восточной Азии, может задаться вопросом о том, насколько глубоки эти пресловутые "древние времена".